ВОПРОСЫ И РАЗЪЯСНЕНИЯ
ВОПРОС. Необходимо восстановить (исключенное после 1 января 2011 года) право молодых семей использования средств социальной выплаты на погашение ипотечного кредита, что будет способствовать развитию рынка жилья и ипотечного кредитования, существенно снизит число недовольных, стоящих в очереди.
В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050. утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы и входящие в ее состав, подпрограммы, в том числе подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» (далее - подпрограмма), включающая. Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее — Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011г. № 575 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы» внесены изменения в Правила, которые предусматривают возможность использования молодыми семьями социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011г., за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Таким образом, принятые постановлением Правительства Российской
Федерации изменения в. подпрограмму распространяются, на правоотношения
по жилищному кредитованию молодых семей, возникшие до 1 января 2011 г.
Такие меры приняты Правительством Российской Федерации в целях защиты
прав тех молодых семей, которые получили ипотечные кредиты, или
жилищные займы в период действия подпрограмм «Обеспечение жильем
молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010
годы, но, являясь участниками указанной подпрограммы, не получили в
период её действия социальные выплаты на улучшение жилищных условий, то
есть, являются мерами переходного периода.
В соответствии с Правилами, начиная с 2011 года, социальная выплата,
получаемая молодыми семьями, может направляться для уплаты
первоначального взноса при; получении жилищного кредита, - в том числе
ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или
строительство индивидуального жилого дома.
В отношении предложения о внесении изменений в Правила, в части
предоставления возможности молодым семьям улучшить свои жилищные
условия путем использования, социальной выплаты на погашение ипотечных
жилищных, кредитов, которые получены молодыми семьями после с 1 января
2011 года, необходимо отметить, что данный вопрос прорабатывался ранее
совместно с Минэкономразвития России и Минфином России.
В соответствии с согласованной позицией, вопрос о бюджетном
субсидировании процентных ставок или основного долга по кредитам на
долгосрочной основе является финансовым механизмом, сопровождаемым
высокими рисками, для участвующих в нем сторон и представляется
нецелесообразным.
Данная позиция основана на анализе Минэкономразвития России
российского и мирового опыта государственной поддержки рынка ипотечного
кредитования, в первую очередь, в кризисных условиях: В условиях
сокращения бюджетных расходов и невозможности долгосрочного (на срок до
30 лет) бюджетного планирования повышаются риски принятия на бюджет
чрезмерной нагрузки, под которую в будущем может не оказаться
адекватных источников финансирования.
Изложенное, позволяет сделать вывод, что вопрос о погашении процентов
или части ипотечного кредита (займа), полученного молодыми семьями, на
приобретение или строительство жилья, на федеральном уровне в
достаточной степени урегулирован.
Кроме того, исходя из анализа ипотечного, жилищного кредитования,
наиболее проблемным вопросом для молодых семей является именно вопрос
уплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита.
Таким образом, подпрограммой создаются условия, чтобы в пределах,
предусмотренных объемов финансирования, максимальное количество молодых
семей смогли улучшить свои жилищные условия.
Учитывая изложенное, внесение изменений в Правила в части
установления возможности использования молодыми семьями социальных
выплат на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным
кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение
жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома,
полученным после 1 января 2011 г. не планируется.
- ВОПРОС. Необходимо установить приоритетное право на включение в
список участников программы молодые семьи, имеющие в своем составе
инвалида.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении
жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми
помещениями в порядке, предусмотренном, законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской федерации.
Таким образом, улучшение жилищных условий для граждан, являющимися
инвалидами или семей, имеющих детей инвалидов, в настоящее время
урегулировано нормами вышеуказанного закона.
В связи с тем, что осуществление государственной поддержки в виде
денежных выплат за счет средств федерального по одному и тому же
направлению в настоящее время бюджетным и другим законодательством
Российской Федерации не предусмотрено, внесение изменений в
подпрограмму в части, включения в списки участников подпрограммы в
первоочередном порядке семей, имеющих детей инвалидов, представляется
нецелесообразным.
- ВОПРОС. Отсутствие конкретизации в формулировке в части
исключения органами местного самоуправления из числа участников
Подпрограммы молодых семей, в которых возраст одного из супругов достиг
36 лет, возможность использования социальной выплаты на приобретение
жилого помещения в форме долевого участия в строительстве жилья.
Одним из основных принципов реализации подпрограммы «Обеспечение
жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на
2011-2015 годы является признание молодой семьи, нуждающейся в
улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
В соответствии с пунктом 6 Правил, участником подпрограммы может быть
молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного
молодого родителя и одного и более детей, соответствующая, в том
числе, возрасту, не превышающему 35 лет для каждого из супругов либо
для одного родителя в неполной семье.
Следует иметь ввиду, что исчисление сроков, периодов, времени,
определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
(глава 11).
Таким образом, за основу возрастного критерия берется 35 полных лет (до достижения 36 лет).
В соответствии с пунктом 21 Правил порядок формирования органом
местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы,
изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и
форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, субъект Российской Федерации,
изъявивший желание участвовать в подпрограмме, разрабатывает порядок
формирования органом местного самоуправления списка молодых семей -
участников подпрограммы, в котором, необходимо предусмотреть, что
молодая семья при наступлении момента, когда возраст одного из
супругов, либо одного родителя в неполной семье, превышает 35 лет
перестает являться участником подпрограммы и не имеет права
воспользоваться средствами социальной выплаты, часть которой состоит из
средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 перечня основных мероприятий подпрограммы
приведенных в приложении № 1 к подпрограмме органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
постоянно организуют учет молодых семей, участвующих в подпрограмме.
В соответствии с абзацем вторым пункта 26 Правил, орган
исполнительной власти субъекта Российской Федераций может вносить
изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на
получение социальных выплат в соответствующем году также и по иным
причинам, если молодая семья не смогла воспользоваться этой социальной
выплатой. К иным причинам относится отсутствие права у молодой .семьи
использовать социальную выплату предоставляемую в том числе и за счет
средств федерального бюджета.
Необходимо также отметить, что молодая семья, изъявившая желание
получить социальную выплату, должна быть ознакомлена с правилами
подпрограммы, при этом необходимо уделять особое внимание на причины,
препятствующие получению и использованию данной социальной выплаты.
- ВОПРОС. В случае если молодая семья, включена в список молодых
семей-претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем
году, принимает решение использовать, социальную выплату для оплаты
цены договора строительного подряда на строительство индивидуального
жилого дома, какой перечень документов молодая семья должна представить
в банк? Какие требования должны предъявляться к договору строительного
подряда, необходима ли проектная документация, смета, ТЗ? Необходимо ли
предъявлять правоустанавливающие документы на земельный участок под
строительство индивидуального жилого дома, содержащие информацию о
разрешённом виде использования земельного участка, а так же разрешение
уполномоченного органа местного самоуправления на строительство
индивидуального жилого дома?
Пунктом 32 Правил регламентировано, что распорядитель счета имеет
право использовать социальную выплату для приобретения у любых
физических и (или) юридических лиц жилого помещения, как на первичном,
так и на вторичном рынке жилья или создания объекта индивидуального
жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и
техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям
населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором
приобретается (строится) жилое помещение.
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального
жилищного строительства) должно находиться на территории субъекта
Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил
молодую семью - участницу подпрограммы в список Претендентов на
получение, социальной выплаты.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта
индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена
молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не
может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения,
установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан
на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте
приобретения(строительства) жилья.
Молодые семьи - участники подпрограммы могут привлекать в целях
приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального
жилищного строительства) собственные средства, средства
материнского(семейного) капитала, а также средства кредитов или займов,
предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.
Следует иметь ввиду, что использование социальной выплаты на оплату
договора строительства подряда подразумевает осуществление оплаты
стоимости такого договора.
Пунктом 35 Правил определен перечень документов, необходимый для
предоставления в банк с целью использования социальный выплаты на
оплату первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа), в
том числе ипотечного, на приобретение жилого помещения или
строительство индивидуального, жилого дома.
распорядитель счета представляет в банк:
а) договор банковского счета;
б) кредитный договор (договор займа);
в) в случае приобретения жилого помещения - договор на жилое
помещение, прошедший в установленном порядке государственную
регистрацию;
г) в случае строительства индивидуального жилого дома - договор строительного подряда;
В случае направления социальной выплаты исключительно на оплату
договора строительного подряда, перечень документов, подаваемых молодой
семьей, также определяется в соответствии с вышеуказанным пунктом (за
исключением кредитного договора).
|