Оплата энергоресурсов: как сделать, чтобы потребители платили |
21
ноября
2024
|
|
Неплатежи
в жилищно-коммунальном хозяйстве — довольно комплексная проблема. Она
затрагивает интересы не только ресурсоснабжающих организаций. От этого
страдают интересы и потребителей энергоресурсов. Рост задолженности
пропорционально увеличивает штрафные санкции и может понизить качество
сопутствующих услуг. Сегодня на популярные вопросы о методах снижения
дебиторской задолженности, «умных» счетчиках и интерактивных сервисах
ответит исполняющая обязанности начальника Амурского отделения филиала
ПАО «ДЭК» -«Хабаровскэнергосбыт» Ольга Бутенко. Вопрос №1 - Ольга Евгеньевна, до новогодних праздников остается совсем немного времени. Как правило, в этот период многие люди максимально завершают все значимые дела и рассчитываются по долгам. Какая работа по снижению задолженности населения проводится Дальневосточной энергетической компанией? С какими последствиями могут столкнуться жители Амурска и Амурского муниципального района из-за несвоевременной оплаты и наличия долгов? - Клиентами Амурского отделения являются около 31,0 тыс. потребителей по электрической энергии и 18,0 тыс. по тепловой энергии, из них более 20 тысяч – граждане, проживающие в многоквартирных домах. Как известно, работа с населением является сферой наиболее сложно решаемых проблем. Потребители бывают добросовестные, такие платят в срок, и недобросовестные – они тянут с оплатой и накапливают долги. Из-за этого происходит рост задолженности за электрическую энергию, отопление и горячее водоснабжение. С недобросовестными потребителями проводится разъяснительная работа о необходимости добровольного и своевременного погашения задолженности за энергоресурсы. Информация доводится путем телефонных переговоров, рассылкой SMS-сообщений и при проведении адресной работы. Неплательщикам вручаются претензии, уведомления о планируемых ограничениях электрической энергии и горячей воды до полной оплаты счетов. Условием для приостановления является задолженность, превышающая величину 2-месячного размера платы, исчисленной исходя из норматива. Практика показывает, что механизм приостановления потребления энергоресурсов является одним из самых действенных. После получения уведомления об имеющейся задолженности, акцентирую ваше внимание, что данная информация размещается в квитанции, у должника есть 20 дней погасить долг в полном объеме. В октябре более 3,6 тыс. недобросовестных клиентов компании были уведомлены о предстоящих ограничениях. До конца года в г. Амурске и Амурском районе энергетики планируют провести около 2,5 тыс. ограничений подачи энергоресурсов. Если потребитель не предпринимает мер по устранению задолженности, мы вынуждены обращаться в суд. После вынесения судебных решений должникам грозит арест банковских счетов, части заработной платы, пенсии, стипендии, ограничение на совершение регистрационных действий с недвижимостью и автомобилем, запрет выезда за пределы РФ, арест имущества. Кроме этого, каждый должник должен помнить, что из-за неоплаченных счетов по квартплате может испортиться и его кредитная история, что грозит в будущем отказом в выдаче займов. К тому же, сейчас многие работодатели, прежде чем принять на работу нового сотрудника, проверяют его дисциплинированность как плательщика, путем мониторинга сайта судебных приставов. Вопрос №2 -Ольга Евгеньевна, можно поподробнее рассказать о рейдовых мероприятиях энергетиков с ГАИ и УФССП. Сколько планируется таких рейдов, где будут проводиться? В Хабаровском крае организовано тесное взаимодействие с Госавтоинспекцией и службой судебных приставов. Совместные рейдовые мероприятия проводятся во всех муниципальных районах края. Чаще всего на трассах федерального значения, около крупных торговых центров. При проверке водителей по базе данных службы судебных приставов выявляются должники не только по штрафам и налогам, но и неплательщики за жилищно-коммунальные ресурсы. Мобильный комплекс «Дорожный пристав» помогает по номеру автомашины определить ФИО автовладельца, проверить имеется ли у него задолженность. До нового года остается совсем немного времени, и мы призываем своих клиентов своевременно оплатить квитанции за тепловую и электрическую энергию за октябрь, ноябрь и декабрь, и не затягивать с погашением задолженности. Не так страшен ежемесячный платеж, как непреодолимое препятствие в виде накопленного долга! На сегодняшний день составлены планы по проведению совместных рейдовых мероприятий в ноябре и декабре. И я думаю, не очень приятно в предновогоднюю суету лишиться автомобиля, или ждать, когда к тебе в квартиру постучатся судебные приставы с арестом имущества за долги. Вопрос №3 -Ольга Евгеньевна, с 9 сентября 2024 года в силу вступили изменения, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ. Государственная пошлина при обращении в суд увеличилась в десять раз. Как коснулись эти изменения клиентов ДЭК, имеющих долги за потребленные энергоресурсы? В России с 9 сентября 2024 года увеличился размер государственной пошлины в суды общей юрисдикции. В случае выхода в суд на клиента-должника, и получения положительного решения, с последнего будет удержан не только основной долг и начисленная пеня за просрочку платежа, но и судебные расходы, в виде госпошлины. Минимальный размер госпошлины для физических лиц составляет 2000 рублей (ранее 200 рублей), также изменения в части размера госпошлины затронули и юридических лиц, минимальный размер госпошлины для них составляет 10 000 рублей (ранее 2000 рублей). Например, если имелась задолженность за потребленную электрическую энергию 1,5-2 тысячи, то должник должен понимать, что ему придется оплатить еще 2 тысячи за госпошлину и отдельно пени. Вопрос № 4. -Ольга Евгеньевна, жители края получают квитанции на оплату электрической и тепловой энергии, теперь на них три QR-кода для оплаты. Понятно, что один – за электроэнергию, второй – за другую услугу - ГВС и отопление, зачем третий? С мая жители Хабаровского края начали получать платежные документы за электрическую энергию, отопление и ГВС нового формата. Также изменилась нумерация лицевых счетов. Теперь на квитанции размещен QR-код, с помощью которого клиенты компании могут воспользоваться новым сервисом ПАО «ДЭК» «Платежная страница ПАО «ДЭК» - в один клик без регистрации произвести оплату за коммунальные услуги: электроэнергия, отопление, ГВС. Нововведение значительно экономит время и денежные средства на оплату комиссии по осуществляемым платежам. Через платежную страницу ПАО «ДЭК» все платежи осуществляются без комиссии, за исключением оплаты услуг АО «ДГК». На совершение платежей в отношении услуг АО «ДГК» действуют выгодные тарифы, комиссия при оплате услуг: -банковской картой – 0,5% от суммы оплаты; -через систему быстрых платежей (СБП) – 0,2% от суммы оплаты. Также при сканировании QR-кода клиент компании попадает на страницу оплаты, на которой для клиентов, ранее не зарегистрированных в личном кабинете, будет предложена форма регистрации (она не обязательна). Вопрос № 5. На ПАО «ДЭК» - гарантирующего поставщика электроэнергии возложена обязанность по установке интеллектуальных приборов учета. Ольга Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, какие приборы попадают под замену и в какие сроки? - Программа по установке интеллектуальных «умных» приборов учета реализуется на территории Хабаровского края в соответствии с Федеральным законом № 522-ФЗ. Переход на счетчики с искусственным интеллектом – важный этап развития сферы энергетики, призванный ускорить цифровизацию отрасли. Преимущества «умных» приборов учета состоят в том, что они самостоятельно, без помощи человека передают показания, которые автоматически попадают в программный комплекс для расчетов. Такие счетчики лучше защищены от действий мошенников, недобросовестные граждане не смогут подключиться к чужому счетчику или совершить махинации со своими приборами. Таким образом, добросовестным клиентам компании бояться новых счетчиков не стоит, напротив, использование такого прибора учета позволяет в череде повседневных дел не пропустить срок передачи показаний и сэкономить личное время. В настоящее время Хабаровскэнергосбыт устанавливает «умные» приборы учета в многоквартирных домах, где счетчики отсутствуют или неисправны, и если у счетчика истек межповерочный интервал или срок эксплуатации. Для клиентов такая услуга оказывается бесплатно. Важно, чтобы жители края оказывали содействие специалистам, которые занимаются установкой новых приборов учета. Для этого необходимо обеспечить им допуск к местам, где должны находиться счетчики, особенно если это квартира или закрытый электрический щит на этаже. Если потребитель отказывается от плановой замены прибора, то его вправе перевести на норматив с повышающим коэффициентом 1,5. Этот вопрос закреплен законодательством. При этом после установки за клиентом сохраняется обязанность обеспечивать целостность устройства. О проведении работ клиентов заблаговременно информируют через старших домов, либо с помощью объявлений, размещенных в подъездах, квартирах. Вопрос №6 Ольга Евгеньевна, если человек все же попал в затруднительную финансовую ситуацию, что ему делать? Самое главное не сидеть и не ждать, когда долг начнет увеличиваться, как снежный ком, когда придут энергетики и ограничат ресурс или обратятся за взысканием в судебном порядке. Нет безвыходных ситуаций. При обращении в офис компании есть возможность заключения реструктуризации задолженности. Необходимо погасить не менее 30% от основного долга. Будет составлен график погашения задолженности, при этом текущие начисления должны оплачиваться в полном объеме. С 15 ноября 2024 г Дальневосточная энергетическая компания совместно с АО «НСПК» запустили новый проект. Теперь жители Хабаровского края могут получить выгоду с оплаты счетов. Все пользователи Личного кабинета ДЭК, а также клиенты, оплачивающие счета через Платежную страницу ДЭК по специальному QR-коду на квитанциях, могут получить кешбэк в размере 3% при оплате услуги через СБП. Для получения выгоды клиентам достаточно единоразово пройти регистрацию в программе лояльности на vamprivet.ru и совершить платеж по квитанции. |