ИСТОРИЧЕКСИЕ ПЕРИОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ
Термин «коррупция» в переводе с латинского (corruptio) означает «подкуп», «порча», «упадок».
К признакам коррупции относится:
непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной (муниципальной) власти (службы);
незаконный характер получаемых должностным лицом благ (материальных и нематериальных);
использование должностным лицом своего статуса вопреки интересам государственной (муниципальной) службы;
наличие у должностного лица умысла на совершение действий (бездействия), объективно причиняющим ущерб охраняемым законом интересам власти или службы;
наличие у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности.
Своими корнями коррупция как социальное явление уходит
корнями
в глубокое прошлое.
Несмотря на то, что термин «коррупция» не употреблялся в
российском законодательстве и не был введён в научный оборот вплоть до начала
XX века, однако и до этого периода существовали корыстные злоупотребления
должностных лиц, трактуемые современным правом как коррупция.
Институт кормления. Появление коррупции как явления на Руси
тесно связано с традициями общества в период становления государственности
в IX–X веков, когда представители государственной власти обеспечивались общиной
по нормам, установленным главой государства (так называемый институт «кормления»).
Однако эти нормы не могли быть едины для всех чиновников. Неслучайно в газете «Русская
Правда» в целях установления единых норм по обеспечению государственных
чиновников было сделано указание
на размеры этого обеспечения общиной.
Русские летописи XIII века. В русском языке коррупция и
взяточничество как одна из её форм исторически обозначались терминами «лихоимство»
и «мздоимство».
Мздоимство впервые упоминается в русских летописях
XIII века. Можно говорить о том, что корыстные злоупотребления по службе
возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей как средство
воздействия на их объективность и добросовестность при решении различных
вопросов.
Указ «О воспрещении взяток и посулов». В 1714 году Петр I
издал Указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отменено поместное
обеспечение чиновников и повышено им денежное жалованье. Была введена должность
генерал-губернатора. Он ведал как гражданским, так и военным управлением,
должен был бороться с судебной волокитой, имел право приостановить исполнение
судебного решения. Только при Петре I впервые был установлен твердый оклад
жалованья губернатора, было окончательно покончено с системой кормлений, что,
конечно, отнюдь не исключало незаконных поборов
и прочее лихоимство.
Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР
от 08 мая 1918 года «О взяточничестве». Советская власть
на протяжении многих лет официально не признавала явления коррупции в системе
государственной службы. Термин «коррупция» в официальных документах отсутствовал.
Власть использовала такие словосочетания, как «злоупотребление служебным
положением», «должностные преступления» и т.п.
Вместе с тем советская власть с самого начала своего
существования объявила войну коррупции. Подтверждением этому является принятие
Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 08 мая 1918 года «О взяточничестве».
В названном Декрете были закреплены положения относительно
равной уголовной ответственности всех участников коррупционных отношений. Так,
равному наказанию с лицами, состоящими на государственной или общественной
службе в РСФСР, виновными в принятии взятки, подвергались не только
взяткодатели, но и подстрекатели, пособники и все имеющие отношения
к подкупу служащих.
27 июля 1918 года принято Постановления Совета Народных
Комиссаров РСФСР «Об ограничении совместной службы родственников в советских
учреждениях».
01 сентября 1922 года было подписано Постановление Совета
труда
и обороны, предусматривавшее широкий круг мер борьбы со взяточничеством.
02 сентября 1922 года при Совете труда и обороны была образована Комиссия
по борьбе со взяточничеством. 15 сентября 1922 г. было утверждено Положение «О
ведомственных комиссиях по борьбе со взяточничеством».
Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции в своём
циркуляре
от 09 октября 1922 года распространил понятие взяточничества на такие случаи,
как:
участие сотрудников рабоче-крестьянской инспекции в
торгово-промышленной деятельности в качестве посредника, комиссионера и
контрагента между государственным органом и частными лицами по покупке, продаже
и сбыту товаров, материалов и изделий производства, а равно путём сообщения
цен, местонахождения товаров и условий их приобретения;
использование сотрудником рабоче-крестьянской инспекции
своего служебного положения для сообщения заинтересованным лицам и учреждениям
сведений о кредитоспособности отдельных предприятий и граждан, о выездах
за границу, оптации и других;
получение сотрудниками рабоче-крестьянской инспекции
от подопечных учреждений или их контрагентов особого вознаграждения
за консультацию, составление смет, проектов, планов или исполнение других работ
или заданий;
использование сотрудниками рабоче-крестьянской инспекции
своего служебного положения в целях перехода на службу в подотчётное
учреждение.
Речь шла не просто о противодействии взяточничеству, а о
предупреждении и пресечении коррупции в системе государственной службы.
В 20–30-е годы XX века большое внимание уделялось укреплению
дисциплины в государственном аппарате. Для этого было принято Постановление
ВЦИК РСФСР от 07 июля 1923 года«Положение о дисциплинарных судах»,
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1932 года «О дисциплинарной
ответственности в порядке подчинённости».Как следовало из положения
о дисциплинарных судах, их целью была борьба со служебными упущениями,
проступками и неправильными действиями должностных лиц советского
государственного аппарата.
О новом всплеске коррупции в государственном аппарате
заговорили лишь
в конце 50-х годов, а в начале 60-х появился Указ Президиума Верховного Совета
СССР от 20 февраля 1962 года «Об усилении уголовной ответственности
за взяточничество», в котором взяточничество характеризовалось как один
из позорных пережитков прошлого. Кроме того, указывалось на то, что
у государства имеются все возможности для полного искоренения любых форм
взяточничества.
Развитие рыночной экономики в конце 80-х годов XX века,
появление разнообразных форм собственности, появление хозяйствующих субъектов
различных организационных форм, при сохранении в руках государства основных
инструментов административно-правового регулирования предпринимательской
деятельности, объективно вызвало всплеск коррупции.
В настоящее время создана и совершенствуется система
противодействия коррупции, в которой в пределах их полномочий участвуют федеральные
органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА.
ГЛАВНАЯ
ЗАДАЧА СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ в
осуществлении общественного участия
в процессе подготовки, обсуждения, принятия и контроля исполнения решений
органов власти всех уровней.
|