В администрации городского поселения «Город Амурск» разработан Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации.
Создана Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В Кодексе этики сказано: Каждый муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
Целью Кодекса является становление этических норм и правил служебного поведения муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета муниципальных служащих, доверия граждан к органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения муниципальных служащих.
Немаловажную роль для соблюдения норм служебной этики и правила делового поведения играет процесс общения.
Процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал нормально, бесконфликтно, и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».
Однако сами неписаные правила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений людей, воспитывающие привычку согласовывать свои поступки с представлениями об уважительности, доброжелательности и доверии, были выработаны гораздо раньше. Они обусловлены потребностями выживания и нормального функционирования социального организма, необходимостью приглушить заложенные в каждом человеке природные инстинкты и противопоставить им правила общения, основанные на взаимном уважении интересов и на взаимоподдержке.
Внешняя форма поведения, лишённая нравственной основы, теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и неуважения к людям, которое рано или поздно выйдет наружу. «Ледяная» или «хамская» вежливость не имеют ничего общего с подлинной культурой человека. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости от обстоятельств и индивидуальных черт характера с лёгкостью отступать от них.
Служебная этика - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать.
Требования служебной этики включает в себя следующие этапы, это:
1. Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда, соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка, которые обязательны не только для работников, но и для работодателя.
2. А также корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше
возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.
Стиль ОБЩЕНИЯ руководителя с сотрудником (т. е. подчинённым) зависит от общего стиля отношений в коллективе. Деловое общение играет особую роль в жизни каждого человека. Оно определяет отношения между людьми. Даже поменяв место работы, бывшие коллеги продолжают общаться друг с другом. Основным принципом эффективного делового общения и отношений людей являются этические нормы или правила. Каждый имеет свое представление о нормах общения, вкладывая свой опыт, воспитание и представления о нравственных ценностях.
Поэтому деловое общение для одних - эффективный инструмент карьерного роста, самореализации, для других - повод для неудач и трудностей в отношениях с коллегами и начальством.
Руководитель, как правило, должен обращаться к сотрудникам по имени и отчеству. Обращение по фамилии с добавлением слова «господин» возможно, но у нас в стране пока не распространено. Не стоит также обращаться к подчинённым по имени, да ещё в сокращённом варианте. В нашей стране испокон веков принято уважительно называть людей по имени и отчеству. Такова наша давняя традиция. По имени можно обращаться к ближайшим сотрудникам, если они молоды и не возражают против такого фамильярного обращения.
Следующий немаловажный этап УМЕНИЕ СЛУШАТЬ своих сотрудников. Многим представляется: что может быть проще, чем уметь слушать! Но слушать, это не значит бездействовать. Слушая, необходимо вникнуть в смысл не только того, о чем говорит собеседник, но и понять, для чего он это говорит, что он от вас хочет, с чем он к вам пришел. Что вы можете для него сделать? Не спешите перебивать собеседника, дайте ему выговориться.
Деловое общение отличается тем, что оно происходит в связи с определенной деятельностью, по определенному поводу, где вступающие в общение люди находятся в определенных формальных отношениях.
В этом случае общение - не самоцель, а только повод достижения конечной цели самореализации и социализации участников общения. Еще в далеком прошлом решались проблемы этики делового общения.
Пожалуй, наиболее ранним документом, дошедшим до нас, является учение Конфуция, проповедующее основной принцип общения: «не делай другим того, что не пожелаешь себе». По этому принципу он создал и более практические советы и замечания относительно производственных отношений. Вот некоторые из них:
1. Слушаю слова людей и смотрю на их действия.
2. Благоговейно относись к делу и честно поступай с другими.
3. Держать два конца, но использовать середину.
Удивительно мудрые слова, дающие точное представление о генеральной линии поведения в коллективе, оптимальном способе руководства, поиске компромисса, «золотой середины». Актуальна и мысль о положении каждого участника делового общения, занимающего свою социальную ступень.
В современных понятиях об этике делового общения и о корпоративной этике как одной из составляющих ее, лежит принцип контроля и сочетания мотивов и интересов.
Руководители организации должны понимать, что одной из основных целей управления является реализация идеи максимального сплочения коллектива. Тогда приходит состояние психологического комфорта, понимания, что все вместе - единое целое, но каждый незаменим и индивидуален.
Решая любую проблему с подчиненным, руководитель выясняет мотив его поступка, причину неудачи. Постоянный и разумный контроль – одно из основных правил этического поведения. Необходимо быть критичным к результатам работы, но не к слабостям и недостаткам человека.
Руководитель не должен показывать, что у него есть наиболее любимые сотрудники. Необходимо защищать своих подчиненных, быть на их стороне, не бояться разумной самокритики. Надо умело выбирать форму распоряжения, сочетая приказы с просьбами, советуясь и подчиняя. Именно руководителю необходимо воспитывать в своих подчиненных этические нормы общения.
При общении между равными по статусу сотрудниками особенно остро встает вопрос личной конкуренции, соперничества. Во многих рабочих ситуациях они проявляют особые таланты создания интриг и сплетен. Руководитель в этом случае должен избегать определенных ошибок, предупреждая и опережая конфликтную ситуацию. Руководителю не стоит поощрять какое-то особое положение одних в противовес другим. Следует реализовать такой принцип разделения обязанностей, когда оценка результатов работы каждого наиболее ясна. Нельзя поощрять сплетни и слухи.
Необходимо вырабатывать профессиональную сплоченность, гордость за предприятие, за общие результаты. Стараться на многие вещи смотреть с чувством юмора, поддерживать добрые и ровные отношения.
Немного о внешнем виде
Учитывая публичный характер деятельности муниципальных служащих и важность формирования культуры внешнего вида, муниципальные служащие обязаны придерживаться следующих правил:
- внешний вид муниципальных служащих должен быть опрятным;
- одежда и обувь муниципальных служащих должна быть делового (классического) стиля;
- не допускается использование ярких аксессуаров;
- не допускается нахождение на рабочем месте служащих в верхней и спортивной одежде, за исключением случаев, когда этого требует выполняемая работа.
Универсальное требование для обоих полов – опрятный внешний вид.
Считается, что стиль одежды сотрудников - это часть корпоративной культуры организации.
- Дресс-код политиков и чиновников - призван передать нам послание - «у меня все под контролем». И чем более высокую ступень социальной и служебной лестницы занимает человек, тем более закрытой становится его одежда. Кстати, такое положение сохранялось во все времена: на византийских и древнеегипетских фресках мы видели, что люди власти, как правило, носят многослойную одежду. А вот рабы и простолюдины чаще всего изображены нагими - открытое тело уязвимо.
Внешний вид сотрудника - «визитная карточка» организации. Специалистам, работающим напрямую с клиентами и партнерами, необходимо придерживаться делового стиля.
Одежда выполняет несколько функций. Она не только защищает нас от холода, указывает на социальный статус и подчеркивает вкус.
Функция служебного костюма состоит в том, чтобы подавить проявление физического тела и выдвинуть на первый план социальное. Именно поэтому рубашка должна быть застегнута на все пуговицы, а костюм - скрывать, но уж никак не демонстрировать фигуру.
Все выше сказанное конечно в идеале. Все мы разные: характер, привычки, эмоции, но никому не возбраняется стремиться к этому идеалу.
Специалист отдела кадров О.Н. Олейник
|