Коррупционные риски в сфере закупок |
12
сентября
2019
|
|
Понятие «коррупционные
риски» не имеет однозначного определения в федеральном законодательстве.
Традиционно под «коррупционными рисками» принято понимать условия и
обстоятельства, предоставляющие возможность для действий (бездействия)
должностных лиц, с целью незаконного извлечения выгоды при выполнении
своих должностных полномочий. Для недопущения возникновения коррупционных рисков в сфере закупок введена четкая регламентация закупочных процедур, что выражается в следующем: – обязательное планирование, обоснование для всех видов осуществляемых закупок, реализация их посредством утверждения и ведения заказчиком двух видов обязательных документов: планов закупок и планов-графиков; – разработка документации о проведении закупки, которая содержит сведения, предусмотренные Законом о контрактной системе; – определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 59 заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р. В Аукционный перечень включены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту; С 01.01.2019 все закупочные процедуры проводятся в электронной форме. – проведение экспертизы поставленного товара, оказанных услуг, выполненных работ на предмет соответствия условиям заключенного контракта; – невозможность изменения условий заключенного контракта в ходе его исполнения, в том числе изменение предмета контракта, цены контракта, количества поставляемых товаров, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований, установленных Законом о контрактной системе; – обязательное наличие в контракте условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Кроме того, применяется так называемый метод «дробления» с целью вовлечения как можно большего числа должностных лиц при осуществлении закупочных процедур и последующего контроля за исполнением муниципальных контрактов. Такой метод позволяет обеспечить взаимный контроль при реализации должностных обязанностей. Во избежание злоупотреблений в сфере закупок в законодательстве содержится исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа и недопущением установления иных требований, чем предусмотренные законом и четко определены условиями допуска и отказа к участию в торгах. Указав в п.9 ч.1 ст.31 Федерального закона. 44-ФЗ случаи, отнесенные к конфликту интересов, законодатель возложил на участников закупки обязанность продекларировать отсутствие между ними и заказчиком конфликта интересов. Несоблюдение этой обязанности или предоставление недостоверных сведений создает для участника закупки серьезные риски. Во-первых, он может быть отстранен от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Во-вторых, участнику закупки – победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отказано в заключении контракта. В-третьих, после заключения контракта возникает риск одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Предотвращение конфликта интересов осуществляется путем обязания сотрудников контрактной службы заявлять о таком конфликте (т. е. о наличии каких-либо личных связей с экспертами, либо с участниками); включения в требования к участникам закупки декларации об отсутствии конфликта интересов. За период 2018-2019 гг. контрактной службой администрации городского поселения «Город Амурск» заключено 170 муниципальных контрактов (2018 – 107; 2019 – 63) (по состоянию на 01.09.2019). В рамках контроля качества и своевременного исполнения муниципальных контрактов в указанный период подрядчикам выставлено 33 претензии (2018 – 23; 2019 – 10). Начальник отдела муниципальных закупок С.А. Архагова |