Муниципальный финансовый контроль - важная составляющая борьбы с коррупцией |
04
июня
2019
|
|
В борьбе с правонарушениями органы муниципального
финансового контроля играют значительную роль.
По своей сути финансовый контроль — это контроль за
финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, который
предполагает осуществление всех возможных видов контроля за их деятельностью в
целях достижения задач финансовой направленности.
Финансовый контроль
охватывает не только производственную, но и непроизводственную сферы. Он
направлен на проверку точного соблюдения финансового, бюджетного законодательства, связанного со
своевременностью и полнотой выполнения финансовых обязательств перед бюджетами
всех уровней, Федеральной налоговой службой, кредитной системой, а также по
взаимным расчетам и платежам с организациями и физическими лицами.
Цель финансового контроля состоит во вскрытии отклонений от
принятых стандартов и иных нарушений законности, в сфере расходования денежных
и материальных ресурсов.
Финансовый контроль способен выявить правонарушение, в том
числе коррупционные проявления на более ранней стадии и способствовать принятию
соответствующих антикоррупционных мер, а в отдельных случаях привлечь виновных
к ответственности.
Поэтому, создание и эффективное функционирование в каждом
муниципальном образовании органа муниципального финансового контроля - одна из
форм профилактики и борьбы с коррупцией на муниципальном уровне.
Однако, что касается нашей администрации, в связи с действующим запретом на увеличение штатной
численности администрации, вместо создания отдельного должностного лица или
структурного подразделения как органа финансового контроля, контрольные функции
были возложены на должностных лиц, т.е. включены в должностные обязанности
работников финансового отдела. Данный
Порядок осуществления муниципального финансового контроля, в
соответствии со ст.269.2 Бюджетного кодекса, утвержден постановлением администрации от 28.02.2017 №79.
Я предлагаю вернуться впоследствии к данной теме, так как объёмы
тем и вопросов, которые необходимо проверять и в рамках внутреннего контроля, а
также аудита, который отсутствует у нас вообще, огромны.
Так, в рамках финансового контроля необходимо проверять
достоверность отчетности об исполнении муниципальных заданий, отчетности об
исполнении муниципальных программ. В данной сфере по практике проверок в других
мун.образованиях выявляется завышение
плановых объемов выполнения муниципальных услуг, внесение недостоверной
информации в отчеты о выполнении муниципальных заданий.
Но контроль проверок выполнения муниципальных заданий, это в
первую очередь выездные проверки, как плановые, так и внезапные, это соц.
исследования, опрос населения и прочие установленные законом механизмы по
которым можно определить достоверность представленной учреждением информации.
Поэтому при отсутствии должного контроля появляются недобросовестные работники
учреждений, которые неправомерно получают и используют бюджетные средства
субсидий.
Также на нас возложена обязанность по проведению проверок в
отношении исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1) Проверка
соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19
Федерального закона;
2) Проверка
обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта,
заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной
в план-график;
3) Проверка
применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае
нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
4) Проверка
соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или
оказанной услуги условиям контракта;
5) Проверка
своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета
поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
6) Проверка
соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее
результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Естественно, все эти проверки необходимо максимально
оформлять актами и другими сопутствующими документами.
В зависимости от времени проведения финансовый контроль
подразделяется на предварительный, текущий, последующий.
1. Предварительный
фин. контроль производится до совершения фин. операций, непосредственно
обеспечивающих образование, распределение и использование фондов денежных
средств.
Целью его является предупреждение нарушений законности,
нецелесообразного, неэффективного использования средств и принятия
необоснованных решений.
Этот вид контроля предотвращает нарушения финансовой
дисциплины. Он осуществляется также и представительными органами местного
самоуправления при рассмотрении и утверждении бюджетов, а также самой
администрацией при рассмотрении проектов бюджетных смет казенных учреждений,
составлении плана финансовой деятельности бюджетных и автономных учреждений.
Τᴀᴋᴎᴍ образом, предварительный
контроль является профилактическим. Посредством его должностные лица проводят взаимную сверку
целесообразности предстоящих расходов и предотвращают возможности осуществления
таких хозяйственных операций, которые потенциально способны нанести ущерб бюджетной
системе.
2. Текущий
(или оперативный) фин. контроль
производится в момент совершения финансовых операций, а именно: в процессе
расходования учреждениями бюджетных средств; в ходе рассмотрения отдельных
вопросов исполнения бюджетов.
Его цель –
оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при
выполнении финансово-хозяйственных операций, поиск и освоение
внутрихозяйственных резервов роста эффективности расходов. Те ошибки в суммах, реквизитах, датах, кодах
бюджетной классификации, которые бывают
обнаружены проверяющим лицом в ходе текущего контроля, немедленно исправляются и устраняются. При нашей структуре внутреннего
контроля объектами текущего контроля являются все денежные операции.
Предварительный
и текущий фин. контроль ранее осуществлялся исключительно путем визуальных
проверок. В настоящее время требования
изменились. Теперь необходимо вести карту внутреннего финансового контроля, журнал
проверок, и на все эти ежедневные операции составлять план и документы по его исполнению.
Определены 25 бюджетных процедур, в отношении которых необходимо осуществлять
фин.контроль, от составления проекта бюджета до сдачи по нему отчетности.
3. Последующий фин. контроль осуществляется после совершения
фин. операций и направлен на выявление тех нарушений, которые не были
установлены во время предварительного и текущего контроля. В ходе этого
последующего контроля проверяются: законность использования субъектами контроля
выделенных им из бюджета денежных
средств.
Сам Порядок проведения внутреннего финансового контроля, в
соответствии со ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса, утверждён распоряжением
администрации от 03.08.2017 № 1289.
Последующий контроль осуществляется после совершения
хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Цель
данного вида контроля – установить правильность, законность и экономическую
целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты
бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой
распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов.
Распоряжением администрации от 23.11.2017 №1889, был
утвержден план контрольных мероприятий по муниципальному финансовому контролю
на 2018 год. Проведены 7 проверок из 7 запланированных.
ООО «Гарант» - использование субсидий, выделенных на
возмещение выпадающих доходов организациям, связанных с предоставлением тепловой энергии населению многоквартирного
дома станции Мылки городского поселения «Город Амурск»;
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Кинотеатр
«Молодость» - использование субсидий, выделенных на иные цели.
МКУК «Централизованная библиотечная система» - соблюдение
законодательства при начислении заработной платы работникам.
МБУК «Амурский дендрарий» - соблюдение порядка отражения в
бухгалтерском учете основных средств, товароматериальных ценностей.
МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры»
- порядок отражения в бухгалтерском
учете субсидий, полученных бюджетными учреждениями на выполнение муниципального задания.
Отдел культуры – соблюдение законодательства в сфере
размещения заказов для обеспечения муниципальных нужд.
МБУК «Дворец культуры» - целевое использование субсидий,
выделенных на иные цели.
Сумма средств бюджета муниципального образования,
использование которых проверено – 66555,3 тыс. рублей.
Проверкой использования средств субсидий нарушений не
установлено. Нарушений при начислении заработной платы, учете основных средств,
не установлено.
Распоряжением администрации от 17.12.2018 г. №1899 утверждён
план проверок по фин.контролю на 2019 год, куда вошли 2 проверки в сфере
закупок и 6 проверок целевого и эффективного использования бюджетных средств.
На сегодняшний день, проведено уже 3 проверки. Две – по
целевому использованию бюджетных средств, выделенных н реализацию МП «Доступная
среда» (в Музее и Библиотеке) и 1 в Кинотеатре по исполнению законодательства в
сфере закупок. Нецелевого использования средств не установлено, но выявлены
многочисленные нарушения Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса, Закона
44-ФЗ, Положения «О документах и документообороте в бухгалтерском учете» при
составлении руководителями учреждений культуры многочисленных договоров с
единственными поставщиками работ и услуг. Выдано 2 предписания.
В качестве установления препятствий (ограничений),
затрудняющих реализацию коррупционных схем, предлагается применять следующие
меры:
1. выявление
возможности возникновения конфликта
интересов между подконтрольным лицом (организацией) и служащими, которые проводят
проверку;
2. обеспечение прозрачности, открытости деятельности
контрольного органа;
3. перераспределение функций между подразделениями внутри
контрольного органа;
4. оптимизация перечня документов (материалов, информации),
которые граждане (юридические лица) обязаны предоставить для реализации своего
определенного права;
5. сокращение сроков принятия управленческих решений;
6. использование
средств видеонаблюдения и
аудиозаписи в местах
приема граждан и представителей юридических лиц;
7. сокращение ситуаций единоличного принятия решений.
Начальник финансового отдела
С.С. Панишева
|