ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
godsemyi.jpg
Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
pravo_gl.jpg
photo_2023-07-03_11-38-50.jpg
egisso.jpg
FC4FDD5C-9151-4B0F-8.jpg
jkh-tr.jpg
1_VZlEX8n.jpg
toser_.jpg
arh_2019.png
stop_cor.png
Umi_01052018.jpg
mup_uslugi.jpg
Общественная экспертиза нормативных правовых актов
oumi27072017.jpg
sale.jpg
dpo.jpg
dnd.jpg
Официальный интернет-портал правовой информации
Союз малых городов России
dek_2024.jpg
Главная arrow Местное самоуправление arrow Общественные советы arrow Совет общественности по профилактике правонарушений arrow Деятельность совета по профилактике правонарушений в городе
Деятельность совета по профилактике правонарушений в городе
07
августа
2012
Дружина: быть или не быть?
Дилемма от Принца Датского.
На вечный «гамлетовский» вопрос из трагедии Уильяма Шекспира предстоит ответить и нам, амурчанам. Ждать «манны небесной» - наступления времён, когда все россияне станут законопослушными, а правонарушения отомрут как архаизм, - не приходится. Со всей очевидностью приходится признать: циклический минимум снижения преступности, скорее всего, пройден, и мы вновь вынуждены сталкиваться с тем явлением, что называется «криминал поднимает голову». В общем, ситуация не нова и в достаточной мере прогнозируема.
То, что мы видим в Амурске, - не исключение, а вполне типичное явление современной российской жизни. Правда, «фон» происходящего несколько иной. И дело не только в реформировании правоохранительной системы (об этом уже мы вели речь ранее), которая оказалась – будем, по возможности, объективны – ослабленной в ходе преобразований, но и в том, как общество реагирует на изменение социально-экономической и даже социально-политической сфере, а не только на подвижки в криминогенной обстановке.

В кольце проблем
Реформа привела к тому, что практически «обескровленными» оказались, говоря на профессиональном сленге, «наружные службы» - патрульно-постовая, дорожно-патрульная, а также другие подразделения бывшей милиции общественной безопасности (служба участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних, структуры дознания, по исполнению административного законодательства, по лицензионно-разрешительной работе, вневедомственная охрана). Объективности ради можно отметить, что анализ складывающейся ситуации, увы, свидетельствует об увеличении опасности, которую несут с собой уличная преступность, нарушения установленного порядка в сферах дорожного движения, потребительского рынка и т.п. Употребление алкогольного, наркотического и токсического «допингов» частью населения при крайне низком уровне жизни – также усугубляет тяжесть ситуации. Омоложение возраста совершивших правонарушения и преступления никак не сбросишь со счетов, как и возврат на преступный путь существенной части тех, кто уже преступал грань закона...
При том, что «федеральный центр» больше оказывается обеспокоен своей безопасностью, а муниципалитеты, декларативно (Конституцией РФ и законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») наделенные возможностью, но фактически – в силу экономической слабости, дефицитного характера бюджетов и т.п., а также неполноты законодательной базы – не имеющие способности реально заниматься вопросами обеспечения профилактики правонарушений и охраны общественного порядка, назревает противоречие между интересами населения и органов власти и управления. Пока одни озабочены сохранением status quo, другие оказываются совершенно «беззубыми» и беспомощными – не способными защитить людей, живущих на конкретной территории, от разного рода «беспредельщиков». Дополнением к сказанному можно сказать и о том, что время от времени вскрывающиеся в разных регионах факты не то что коррупции, но и фактического перерождения должностных лиц, призванных по долгу службы противостоять преступности (не зря сложилось выражение «оборотни в погонах») серьезно подрывает доверие далеких от правоохранительной деятельности и правоприменительной практики людей к «служителям Закона».

Если «хата – с краю»…
Отдельной проблемой является изменение сознания, в том числе – и правосознания у многих сегодняшних россиян. Неверие в то, что органы власти, в том числе – и местной, способны что-либо изменить в лучшую сторону, а правоохранительные органы – защитить от посягательств, дополняется у таких наших сограждан нежеланием самим участвовать в наведении порядка на территории проживания.
В то же время, и это достаточно наглядно видно (по крайней мере, тем, кто не совсем поверхностно знает историю данного вопроса), что государство, сбрасывая с себя «непрофильные активы» в виде социальных обязательств перед гражданами страны, которой оно поставлено управлять от лица этих самых граждан, с которых регулярно взимает налоги на своё содержание, с изрядной долей опаски относится к общественным инициативам граждан, к негосударственной деятельности, скажем, в сферах частной детективной и охранной деятельности. Стоит полагать, что эта тенденция: сначала предоставить какой-то объем правомочий, а потом – быстро или медленно, это другой вопрос, - начать «закручивать гайки» - может проявиться и в данной ситуации.
Поэтому принятие в ряде субъектов федерации своего «субъектового» - областного и краевого уровней - законодательства об участии населения в охране общественного порядка (очередным в этом списке стал Хабаровский край, где 25 апреля 2012 года принят закон №188) воспринимается далеко не однозначно. В соответствии с ним определяются «правовые основы участия населения в охране общественного порядка на территории Хабаровского края». И основная тяжесть работы по организации «добровольных формирований граждан по охране общественного порядка» (они в законе именуются «дружинами» - подобно тому, как в былые годы функционировали добровольные народные дружины – ДНД) ложится на городские округа и поселения. Значит, дело дойдет и до Амурска. Вопрос только в том, какие задачи и какими силами добровольцы будут выполнять. Принципы деятельности дружин – законность, гласность, добровольность, гуманизм, уважение личности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина – закреплены законодательно.
Изо всех перечисленных принципов позволю остановиться на одном. Добровольность участия – один из важнейших показателей осознанности действий объединяющихся в организацию (в данном случае – в дружину) людей. Именно оттого, насколько каждый из нас, совершеннолетних горожан, прочувствует свою ответственность за происходящее вокруг нас, а также – столь же добровольно – изъявит желание свою ответственность доказать и подкрепить конкретным участием в коллективном действии, зависит успешность формирования, а затем - и деятельности дружины. А то, что у нас добровольцы (пусть даже и немного) есть, есть и колеблющиеся и сомневающиеся, - в этом убеждают результаты проведенного в этом году анкетирования среди жителей Амурска.

По принципу «веника»
Краевой закон №188 предусматривает варианты создания дружин по производственному принципу (т.е. эти формирования могут создаваться при предприятиях и организациях) или по месту жительства. При этом последнее из названных обстоятельство не конкретизировано, что под «местом жительства» понимается: то ли это двор, квартал, микрорайон или даже поселение. Впрочем, такая трактовка – даже к лучшему, по крайней мере, в привязке к нашим местным условиям.
Амурск – относительно небольшой город, хотя и третий по численности населения в Хабаровском крае. Поэтому, как можно полагать, едва ли целесообразно формировать небольшие по численности и разрозненные отрядики и группки, призванные служить одной цели, но никак – ни организационно, ни каким иным образом - не связанные между собой. Если уж дружина в нашем городе и будет создаваться, то целесообразно ее организовывать как общегородскую, но имеющую дробную структуру – с распределением сил по отдельным участкам. Если, конечно, этих самых сил будет достаточно, чтобы охватывать территорию.
…Невольно приходит на ум старая притча о старике и сыновьях, которых он поучал держаться друг за дружку: один прут сломать легко, а веник – едва ли кто переломит. Поэтому и дружина, которая, стоит полагать, будет формироваться в Амурске, тоже должна быть объединенной.

Комплексный подход к обеспечению безопасности
Сплочение усилий добровольцев, которые пожелают войти в состав городской дружины, необходимо для достижения социально значимых целей: оказание содействие правоохранительным и контролирующим органам, иным государственным и муниципальным органам и организациям, общественным объединениям, трудовым коллективам в их деятельности по обеспечению правопорядка, общественной безопасности и профилактике правонарушений; профилактика и предупреждение правонарушений, иных посягательств на конституционные права и свободы граждан;
распространение правовых знаний среди населения городского поселения «Город Амурск»; создание в городском сообществе атмосферы уважения к правам граждан, нетерпимости к нарушениям общественного порядка.
Задачи, которые проистекают из этих целей, призваны охватить различные стороны процесса обеспечения безопасности на территории Амурска. Это и обеспечение непосредственно или совместно с органами внутренних дел охраны общественного порядка, личной и имущественной безопасности граждан, охраны их собственности на улицах, площадях, других общественных местах; и содействие органам внутренних дел и органам уголовно-исполнительной системы в борьбе с пьянством, хулиганством, наркоманией, хищениями и другими правонарушениями; в работе с лицами, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также иными лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, иными категориями граждан, склонных к совершению правонарушений; в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, профилактике дорожно-транспортных происшествий и детского дорожного травматизма; и содействие государственным и муниципальным органам и организациям, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, в предупреждении и пресечении правонарушений на улицах и в общественных местах, в сфере потребительского рынка; и предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; и оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии; и участие в спасении людей, животных и обеспечении общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствий, эпидемий, чрезвычайного положения и др.); и проведение воспитательной работы с гражданами, склонными к нарушениям общественного порядка и правил общежития; и выявление фактов нарушения правил пожарной безопасности жилых домов и других объектов, расположенных в жилых зонах и дачных массивов; и выявление фактов нарушения правил санитарного состояния территории и благоустройства; и распространение правовых знаний среди населения.
Решение всех этих задач, безусловно, требует долгой, кропотливой работы. С наскока, «кавалерийской атакой» тут не отделаешься. А значит, надо каждому из нас проникнуться пониманием серьезности ситуации и готовностью внести свой вклад в общее дело. И тогда из двух, вынесенных в заголовок, вариантов остается один: быть!

Георгий Кулаков 
председатель Общественного совета по профилактике правонарушений
городского поселения «Город Амурск»

 
Подписаться на новости сайта

900х900.jpg
comfort.jpg
zms.jpg
zakupki.jpg
gif_gto.gif
 1ga.jpg
zN57TMzHZWA.jpg
banner_dv2025.jpg
nadv-01.jpg