1. ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН
Электронный аукцион (аукцион в электронной форме) - способ
определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги
проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем
становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24,
ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)).
2. ПРОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА (ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА)
2.1. В каких случаях проводится электронный аукцион.
Ограничения на проведение заказчиком электронного аукциона
Заказчик обязан проводить электронный аукцион при закупке товаров (работ, услуг), которые включены в перечень, установленный Правительством РФ (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ). Указанный Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р.
Электронный аукцион также проводится в отношении товаров (работ, услуг), включенных в дополнительный перечень, который утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, если закупка осуществляется для обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ). В настоящее время такие перечни утверждены, например, Распоряжением Правительства Иркутской области от 19.12.2013 N 584-рп, Распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 31.12.2013 N 1111-РП.
Кроме того, заказчик вправе по своему желанию проводить электронные аукционы при закупках товаров (работ, услуг), которые не включены в указанные перечни (ч. 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).
Для закупки товаров (работ, услуг), включенных в перечни, заказчик вправе провести запрос котировок или запрос предложений. Такие товары он вправе закупить и у единственного поставщика. При этом заказчику необходимо учитывать требования Закона N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 93 данного Закона).
Рекомендация. Электронный аукцион целесообразно проводить, если заказчику не нужно оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и т.п.), а закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок закон не позволяет.
СИТУАЦИЯ: Заказчику необходимо выполнить работы по капитальному ремонту ограждения дороги. Обязан ли он проводить электронный аукцион, если начальная цена контракта составляет 3 млн. руб.?
Ответ: Да, обязан.
Обоснование: По общему правилу заказчик обязан проводить электронный аукцион, если осуществляются закупки работ, которые включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).
Из указанного Перечня исключаются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, входящих в состав автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения, а также работы, включенные в группировку 45 "Работы строительные" (кроме кода 45.12) ОКПД ОК 034-20071, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для государственных нужд превышает 150 млн руб., для муниципальных нужд - 50 млн руб. Аналогичная позиция подтверждена в Письме Минэкономразвития России N 10194-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/18475/14 от 07.05.2014.
Таким образом, в данной ситуации заказчик обязан провести электронный аукцион, поскольку начальная цена контракта на выполнение капитального ремонта ограждения дороги меньше установленных предельных значений.
2.2. Преимущества и недостатки
электронного аукциона для заказчика
На практике электронный аукцион используется заказчиками в тех случаях, когда этот способ определения поставщика прямо предписан законом или когда применить другие, более удобные для заказчика способы невозможно из-за существующих ограничений.
Преимуществами электронного аукциона являются:
1) возможность заключить контракт по существенно более низкой по сравнению с начальной цене благодаря малой вероятности сговора всех участников вследствие конфиденциальности информации об участниках;
2) низкая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика в связи с незначительным количеством ограничений на проведение электронного аукциона;
3) возможность привлечь к организации и проведению закупки специализированную организацию (например, в части подготовки документации, размещения извещения в единой информационной системе) (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);
Примечание. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы (далее - ЕИС) информация, подлежащая размещению в этой системе, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) (ч. 5 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
4) отсутствие риска того, что к заказчику возникнут претензии относительно тех функций, выполнение которых обеспечивается оператором электронной площадки (прием заявок, их регистрация, возврат обеспечения заявок, хранение электронных документов и т.п.).
К недостаткам электронного аукциона относятся:
1) риск нарушения процедуры проведения аукциона из-за возникновения технических сбоев на электронной площадке по не зависящим от заказчика причинам;
2) более продолжительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;
3) существенный риск возникновения претензий в связи с ошибками в ходе процедуры из-за ее сложности и многоэтапности;
4) невозможность гарантировать заключение контракта с участником, предлагающим товары (работы, услуги) нужного (оптимального) качества, так как заявки участников оцениваются только по цене;
5) отсутствие возможности выделить несколько лотов в отличие от конкурса и закрытого аукциона (ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
2.3. Процедура проведения заказчиком электронного аукциона
ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА
Мероприятия:
Организация проведения электронного аукциона
Создание аукционной (единой) комиссии
Привлечение специализированной организации к проведению электронного аукциона
Документы:
Приказ о проведении электронного аукциона
Приказ о создании аукционной (единой) комиссии
Положение об аукционной (единой) комиссии
Контракт со специализированной организацией при проведении электронного аукциона
Срок:
До размещения извещения о проведении электронного аукциона
ЭТАП 2. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА
Мероприятие:
Разработка и утверждение документации об электронном аукционе
Документы:
Общие положения документации об электронном аукционе
Информационная карта электронного аукциона
Форма заявки на участие в электронном аукционе
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе
Техническое задание при проведении электронного аукциона
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного аукциона
Проект контракта для включения его в аукционную документацию
Срок:
До размещения извещения о проведении электронного аукциона
ЭТАП 3. РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ
Мероприятия:
Регистрация заказчика в ЕИС (на официальном сайте) при проведении электронного аукциона
Оформление электронной подписи при проведении аукциона
Подготовка и размещение в ЕИС (на официальном сайте) извещения о проведении электронного аукциона и документации
Документ:
Извещение о проведении электронного аукциона
Срок:
Не позднее чем за семь дней до окончания срока подачи заявок на участие, определенного в документации (при начальной (максимальной) цене контракта более 3 млн руб. - за 15 дней)
ЭТАП 4. ВЫЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА
Мероприятие:
Рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе
Документ:
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе
Срок:
Не позднее седьмого дня с даты окончания срока подачи заявок на участие
ЭТАП 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА
Мероприятие:
Рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе
Документ:
Протокол подведения итогов электронного аукциона
Срок:
Не позднее третьего рабочего дня с даты размещения протокола проведения электронного аукциона
ЭТАП 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА С ПОБЕДИТЕЛЕМ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА
Мероприятия:
Дополнение проекта контракта условиями исполнения, предложенными победителем электронного аукциона
Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного победителем электронного аукциона
Подписание контракта с победителем электронного аукциона
Документ:
Проект контракта для размещения в ЕИС по итогам электронного аукциона
Срок:
Не позднее трех рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона
Таблица. Обязательные мероприятия, которые проводятся заказчиком в любом случае
Мероприятие
|
Возможные
ответственные лица
|
Ориентировочный
срок
|
Ориентировочное
время
на подготовку
(проведение)
|
Подготовить и
представить на
утверждение:
- общие положения
документации;
- информационную
карту аукциона;
- инструкцию по
заполнению заявки;
- форму заявки на
участие в
электронном
аукционе;
- техническое
задание;
- обоснование
начальной
(максимальной)
цены контракта
(НМЦК);
- проект контракта
|
Работник контрактной
службы (контрактный
управляющий).
В части технического
задания и
обоснования НМЦК -
по согласованию с
отраслевым
подразделением.
В части проекта
контракта - по
согласованию с
юристом
|
До начала
проведения
закупки, т.е. не
позднее чем за 1
календарный день
до размещения
извещения
|
В среднем от 5
до 30 дней
|
Подготовить и
разместить в ЕИС
(на официальном
сайте) извещение о
проведении
электронного
аукциона и
документацию об
аукционе
|
Работник контрактной
службы (контрактный
управляющий)
|
Не позднее чем
за 7 календарных
дней до окончания
срока подачи
заявок на
участие (при НМЦК
более 3 млн
руб. - не позднее
чем за 15
календарных дней)
|
В среднем от 1
до 2 дней
|
Рассмотреть первые
части заявок на
участие в
электронном
аукционе
|
Аукционная (единая)
комиссия
|
Не позднее 7-го
календарного дня
с даты окончания
срока подачи
заявок
|
В среднем от 1
до 7 дней
|
Направить
оператору
электронной
площадки и
разместить в ЕИС
(на официальном
сайте) протокол
рассмотрения
первых частей
заявок
|
Работник контрактной
службы (контрактный
управляющий)
|
1 день
|
Рассмотреть вторые
части заявок на
участие в
электронном
аукционе
|
Аукционная (единая)
комиссия
|
Не позднее 3-го
рабочего дня с
даты размещения
протокола
проведения
электронного
аукциона
|
В среднем от 1
до 3 дней
|
Разместить
протокол
подведения итогов
электронного
аукциона на
электронной
площадке и в ЕИС
(на официальном
сайте)
|
Работник контрактной
службы (контрактный
управляющий)
|
Не позднее
рабочего дня,
следующего за
датой подписания
протокола
подведения итогов
|
1 день
|
Включить данные о
победителе
электронного
аукциона в проект
контракта и
разместить его в
ЕИС (на
электронной
площадке <*>)
|
Работник контрактной
службы (контрактный
управляющий)
|
Не позднее 5-го
календарного дня
с даты размещения
протокола
подведения итогов
электронного
аукциона
|
В среднем от 1
до 2 дней
|
Проверить
обеспечение
исполнения
контракта,
предоставленное
победителем
|
Бухгалтер или
работники
контрактной службы
(контрактный
управляющий) по
согласованию с
бухгалтерией
|
Не позднее 3-го
рабочего дня с
момента
размещения
победителем
документа,
подтверждающего
обеспечение
исполнения
|
В среднем от 1
до 3 дней
|
Подписать контракт
усиленной
электронной
подписью
|
Руководитель
заказчика (иное
лицо,
уполномоченное
подписывать
контракты от имени
заказчика)
|
Не позднее 3-го
рабочего дня с
момента
размещения
победителем
проекта контракта
|
В среднем 1
день
|
Разместить
контракт в ЕИС (на
электронной
площадке)
|
Работник контрактной
службы (контрактный
управляющий)
|
Не позднее 3-го
рабочего дня с
момента
размещения
победителем
проекта контракта
|
В среднем от 1
до 3 дней
|
|